МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТ Алины Тарабариновой

при
поддержке
FERGANA AGENCY
Национальные меньшинства Узбекистана
В Узбекистане живут представители самых разных народов, в их числе белуджи, алтайцы, сирийцы и даже якуты. Некоторых, например японцев, можно по пальцам сосчитать, численность других, скажем, таджиков, переваливает за миллион.

В 2002 году в Ташкенте вышел «Этнический атлас Узбекистана», в котором содержатся академические сведения о представителях всех народов, проживающих на территории республики. На сегодня это последний по времени серьезный анализ этнического разнообразия страны.

Алина Тарабаринова и «Фергана» решили внести свою лепту в исследование этнических групп, населяющих Узбекистан.


Иранцы Узбекистана
Всякий чужой город — Нью-Йорк, Петербург, Ташкент — со всеми своими обитателями издали кажется просто выдумкой. Я предпочитаю ничего не знать заранее ни о людях, ни об обычаях, ни о предстоящих ландшафтах. Просто беру рюкзачок, в котором лежат: камера, катушки пленок, блокноты, карандаши, — и ступаю на новую землю как первооткрыватель.

Привет, Бухара.
Путеводной звездой в иранский мир Узбекистана, для меня стал Шавкат Болтаев. Уроженец Бухары. Иранец, фотограф, художник.
Шавкат Болтаев
Те несколько дней, что я провела в Бухаре в его доме, а ныне прекрасном арт-хостеле USTO, были насыщены до предела иранской речью, иранскими блюдами, праздниками, обычаями, молитвами и музыкой. Я попала и на Навруз — праздник прихода весны по астрономическому солнечному календарю у иранских и тюркских народов, и на Келин-Талбон — послесвадебное приглашение Мадины Тухтамурадовой, и вообще на дни, когда все иранские двери открыты, накрыты столы или ковры, и, по преданию, чем больше съешь, тем больше достатка принесешь в дом хозяина.

В общем, мне крупно повезло.


Иранцы — громкие, разговорчивые, улыбчивые, а глазами так тебя сканируют, что нет шанса не раскрыться.
Каждая семья приглашает в свой дом, угощает и рассказывает о себе.

Все знают русский, но при этом сохраняют свой язык. И дома, и с соседями говорят на фарси. Сберегли и обряды, и ритуалы, и одежду. Да, конечно, время накладывает свой отпечаток, но иранцев по-прежнему видно издалека.

С Шавкатом достаточно было выйти на улицу — и тут же закружиться в водовороте встреч, тут же мчать к кому-то в гости, ехать в мечеть или на кладбище. Все разворачивалось стремительно, насыщенно и совершенно чудесным образом.


Иранцы — одни из древнейших жителей Среднего Востока.

Связи народов Ирана со Средней Азией по памятникам древней культуры насчитывают более четырех тысячелетий. Первые сведения о проникновении их на территорию современного Узбекистана относятся ко времени Ахеменидского государства и первого похода в эти края царя Кира II в 553 г. до н.э. Оседали они здесь и после походов Александра Македонского, и в период Сасанидской державы, когда развивались широкие торговые связи по Великому шелковому пути.

В большом количестве приезжали они сюда с торговыми, научными и производственными целями при Саманидах и Караханидах. Прибывали иранцы в Среднюю Азию и при Шахе Аббасе, Музаффаре Эддине. В 1740 г. Бухарское и Хивинское ханства были включены в состав государства Надир-шаха. С его войсками в Бухару пришло большое количество турок-османов, иранцев и афганцев, которые там и осели. Часть иранцев привозили как пленников с войн, которые происходили между правителями Средней Азии и Хорасана. Но основная их масса была насильно переселена из Мерва в Бухару и Самарканд. В дальнейшем они селились в Джизаке, Кермине, Карши, Шахрисабзе, Термезе и в незначительном количестве — в Хиве.


Иранцы занимались земледелием, зерноводством, садоводством, виноградарством, но более важное место в их жизни отводилось торговле и ремеслам. Они специализировались на изготовлении сладостей и продаже пряностей и лекарств, ковроткачестве, ювелирном деле. Среди ремесленников были заргары (мастера по изготовлению золотых изделий), мисгары (мастера по изготовлению медных изделий), калиндузы (мастера по ковровому делу). Однако превалировало все-таки шелкоткачество — ткали дорогостоящие сорта шелковых тканей — шохи, адрас, из которых делали румоли шой (шелковые платки) и жойпуш (покрывало на постель).
Термин «ирони» стал общим этнонимом группы, сложившейся в течение последних трех-четырех столетий из добровольных или вынужденных переселенцев с территорий, подвластных в различные периоды иранскому владычеству. В некоторых случаях термин «ирони» относили к тем, кто сравнительно недавно (1924-1938) приехал из Ирана. Старожилов в таких случаях в порядке противопоставления называют «фарси» или «маври». Люди среднего и особенно младшего возраста, для которых религиозная принадлежность не имеет уже сколько-нибудь существенного значения, официально называют себя в Бухаре таджиками или узбеками. Тюркоязычные ирони (Самарканд) относят себя к узбекам.
С Юсуфом Курбани, с которым познакомились, просто зайдя к нему в дом, мы съездили в иранский поселок Зирабад, находящийся недалеко от Когана, и зашли в Зирабадскую мечеть и школьный музей при поселке.
Традиционной и основной религией среднеазиатских иранцев является ислам шиитского мазхаба иснашааритского направления. Мы зашли в гости к имаму — Саиду Хусайну.

После визита к имаму заглянули на местное кладбище.
Бухара — городок-музей. Ты фланируешь по кривым, узким улочкам, притрагиваешься к старинным резным дверям, минареты проглядывают сквозь крыши, где-то играет музыка, и кто-то обязательно выходит к тебе навстречу — часто это женщина в длинном ярком платье и платке или мужчина с тростью и в головном уборе, — ты замираешь, пытаясь осознать, в какой эпохе завис, — а потом вновь продолжаешь путь к ударам барабана.
Комил Авезов, музыкант
Со всеми героями, а также с исторической справкой от Бориса Голендера, можно познакомиться в моем документальном фильме по ссылке:
Иранцы стали для меня музыкой, с одной стороны — совсем непонятной и недоступной, с другой — такой родной и трогательной.
© фотографии, тексты, видео
Алина Тарабаринова
2019
www.ra-zoom.net

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website