МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТ Алины Тарабариновой

при
поддержке
FERGANA AGENCY
Национальные меньшинства Узбекистана
В Узбекистане живут представители самых разных народов, в их числе белуджи, алтайцы, сирийцы и даже якуты. Некоторых, например японцев, можно по пальцам сосчитать, численность других, скажем, таджиков, переваливает за миллион.

В 2002 году в Ташкенте вышел «Этнический атлас Узбекистана», в котором содержатся академические сведения о представителях всех народов, проживающих на территории республики. На сегодня это последний по времени серьезный анализ этнического разнообразия страны.

Алина Тарабаринова и «Фергана» решили внести свою лепту в исследование этнических групп, населяющих Узбекистан.


Греки Узбекистана
Всякий чужой город — Нью-Йорк, Петербург, Ташкент — со всеми своими обитателями издали кажется просто выдумкой. Я предпочитаю ничего не знать заранее ни о людях, ни об обычаях, ни о предстоящих ландшафтах. Просто беру рюкзачок, в котором лежат: камера, катушки пленок, блокноты, карандаши, — и ступаю на новую землю как первооткрыватель.

Привет, Ташкент.
Греческая диаспора в Узбекистане...

Звучит сюрреалистично, особенно если не знаешь истории. Каждая встреча с узбекским греком — в Ташкенте, Чирчике или в Денау — была для меня открытием. Какие сюжеты, дороги, скитания, потери, какие судьбы! Какие сильные и волевые характеры у героев, прошедших путь от Греции до Узбекистана и оказавшихся в вынужденной эмиграции, которая началась в конце сороковых годов прошлого века... Война, приюты, детдома, смерти, ожидания, мечты — все это было в их жизни, было наяву, а не во сне.

Неблагонадежные народы

Первые греки появились на территории современного Узбекистана еще во времена походов Александра Македонского (согласно «Этническому атласу Узбекистана», первыми греками на этой территории стали жрецы Аполлона — бронхиды, переселенные сюда еще в V веке до нашей эры; при Александре Македонском началось уже массовое переселение греков. — Прим. «Ферганы»). В XIX веке греки проникали сюда вместе с русскими переселенцами. Однако настоящая диаспора сформировалась тут только в советские времена. В 1944-45 годах греков вместе с другими «неблагонадежными» народами Крыма — татарами, немцами, болгарами — начали депортировать на Урал, в Сибирь и в Центральную Азию. В конце сороковых вслед за крымскими греками в азиатские степи отправили и остальных «понтийцев» — из Грузии, Ростовской области, Кубани.

Однако собственно в Узбекистан греки начали массово прибывать после того, как коммунисты потерпели поражение в гражданской войне в Греции в 1949 году. Приезжали греки из числа так называемых «партизан» — среди них были те, кто еще с начала Второй мировой войны сражался и с итальянскими фашистами, и с немцами.

Поначалу в страны соцлагеря были отправлены дети «партизан». Позже советские власти организовали вывоз самих бойцов через Албанию в Одессу, откуда их поездами отправляли в Ташкент. Всего таких политэмигрантов оказалось около 12 тысяч. Однако в середине 1950-х к ним из детдомов Чехословакии, Польши, Румынии привезли греческих детей.

Тайный код

К началу 1960-х в Узбекистане проживало уже больше 20 тысяч греков. Жили они по большей части обособленно — в так называемых «греческих городках», которых в одном Ташкенте было несколько. После падения греческого режима «черных полковников» в 1974 году и особенно после распада СССР в 1991-м многие предпочли уехать — кто на историческую родину, кто в Россию. Тем не менее греки в Узбекистане живут и сегодня.

Что можно сказать о них в нескольких словах?

Греки шумные, разговорчивые, открытые, улыбчивые, музыкальные.

Греки в Узбекистане — гостеприимные.

Кофе и вино, вино и кофе — неизменный атрибут их встреч.

Место встречи — Ташкентское городское общество греческой культуры. Здесь встречаются те, кому небезразлична память.

Андонис Марудис, 1940
Ташкент

Когда я пришла к Андонису домой, я увидела множество микросхем и каких-то невероятных приборов. Андонис следит за всеми новостями мира и записывает выпуски на кассеты.
Костас Стратоглу, 1927
Ташкент


Костаса мы нашли случайно, просто приехав в греческий городок. Мы были очень счатсливы друг друга видеть и говорить. Он многое помнит.
Саркис Аванесович, 1950
Чирчик



Саркис вышел на детскую площадку возле своего дома и был немногословен.
Тимур Измаилов, 1988
Ташкент

Тимур -партизан. Он поразил меня своей партизанской формой, потом великолепным стихотворением - балладой собственного сочинения. Является активным участником по сохранению памяти о греках в Ташкенте.
Димитрис Моналопулос, 1924
Чирчик


К Димитрису мы приехали в Чирчик. Трогательная и запоминающаяся встреча.
Александра Бакланова, 1953
Ташкент


Александра — одна их немногих, кто проживает в греческом городке в Ташкенте. Метакса, как и положено, есть.
Георгис Михайлидис, 1940
Ташкент


Георгис —проводник в мифы древней Греции. Очень вкусно готовит и интересно рассказывает о своих приключениях.
Янис Панаетович, 1944
Ташкент


Янис — тонкий художник. В его мастерской потрясающий свет и картины. А дома — очень вкусные блины и прекрасная жена.
Нам удалось пообщаться с оставшимися в Ташкенте детьми политэмигрантов и греками-понтийцами — спасибо за помощь Катерине Николау. Как это было, можно узнать, посмотрев наш документальный фильм.
Храм и его прихожане

А потом был Денау — город в Сурхандарьинской области Узбекистана. В основном здесь проживают таджики и узбеки. Сам город шумный и голодный, немного похож на Дели в Индии — и даже рикши имеются.

Тем невероятней впечатление от православного храма Покрова Пресвятой Богородицы, который греки строят в самом центре города. Вокруг аптеки, аптеки, аптеки, сигналят машины, кричат дети, все бегут куда-то сломя голову... Но стоит зайти в ворота храма — и тебя настигает тишина. И, кажется, замирает само время.

Настоятель храма — Леонид Химониди. Его сын Григорий участвует в жизни прихода, помогает отцу. Приход этот сегодня пока немногочисленный. Было даже такое, что на праздничную службу в Вербное воскресенье никто из прихожан так и не явился. По традиции, в этот день храм украшают цветами, которые приносят люди (в России в этот день обычно несут ветки вербы. — Прим. «Ферганы»). И вот идет служба, отец Леонид со своим помощником читают молитву, и наступает момент, когда нужно освящать цветы. А цветов-то и нет, не принесли! Но вдруг взгляд настоятеля падает на потолочную балку, и он видит, что на ней возникли ростки. Чудо? Пожалуй, что и так. Позже люди даже специально приезжали издалека — смотрели, трогали, даже на вкус пробовали чудесные ростки.

Когда наконец храм будет достроен, это станет настоящим праздником. Потому что греки — это православная вера. И потому что храм этот нужен людям.

PS: Пока материал готовился к публикации, скончался (погиб в ДТП в Ташкенте) один из героев нашей истории — Андонис Марудис. Приносим свои соболезнования родным и близким покойного.

© фотографии, тексты, видео
Алина Тарабаринова
2019
www.ra-zoom.net

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website