МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТ Алины Тарабариновой

при
поддержке
FERGANA AGENCY
Национальные меньшинства Узбекистана
В Узбекистане живут представители самых разных народов, в их числе белуджи, алтайцы, сирийцы и даже якуты. Некоторых, например японцев, можно по пальцам сосчитать, численность других, скажем, таджиков, переваливает за миллион.

В 2002 году в Ташкенте вышел «Этнический атлас Узбекистана», в котором содержатся академические сведения о представителях всех народов, проживающих на территории республики. На сегодня это последний по времени серьезный анализ этнического разнообразия страны.

Алина Тарабаринова и «Фергана» решили внести свою лепту в исследование этнических групп, населяющих Узбекистан.


Дунгане Узбекистана
Всякий чужой город — Нью-Йорк, Петербург, Ташкент — со всеми своими обитателями издали кажется просто выдумкой. Я предпочитаю ничего не знать заранее ни о людях, ни об обычаях, ни о предстоящих ландшафтах. Просто беру рюкзачок, в котором лежат: камера, катушки пленок, блокноты, карандаши, — и ступаю на новую землю как первооткрыватель.

Привет, Ташкент.
Я сижу на скамейке в одном из центральных парков Ташкента, рядом с памятником Пушкина, вожу карандашом по бумаге. Только что я побывала в Дунганском культурном центре и никого, похожего на дунганина, там не обнаружила, ни единой души. «Будут после пяти», — сказал охранник и добавил: «Но это не точно».


Дунгане переселились на территорию Центральной Азии из Китая после поражения дунганского восстания (1862-1877 гг.). Часть дунган прибыла из провинций Ганьсу и Шеньси, часть — из Илимского края. Они компактно расселились в Андижане и в других городах Ферганской долины. Многие добрались и до Ташкента. В настоящее время в Центральной Азии проживает более 150 тысяч дунган, около 4 тысяч — в Узбекистане.

Ученые до сих пор не пришли к единому мнению происхождении дунган. Есть красивая легенда: китайскому императору эпохи Тан (618-907) приснился сон, в котором его от чудовища спасает юноша в зеленой одежде. Мудрецы объяснили императору, что чудовище — это враги-кочевники, а юноша в зеленом — пророк новой религии, который спасет империю. По совету мудрецов император посылает в Аравию послов с приглашением пророка Мухаммеда. Согласно преданию, он послал в помощь китайскому императору трех своих учеников и три тысячи воинов для борьбы с кочевниками. Чтобы как-то удержать магометан, император дал им в жены китаянок. Дети, родившиеся в этих браках, и их потомки — и есть дунгане.


Мне хотелось познакомиться с этнической историей этого немногочисленного народа, узнать культуру, быт, проникнуться традициями, ритуалами. Дунгане — известные земледельцы. Их переселение дало сильный толчок развитию сельского хозяйства в Узбекистане.
Дунгане исповедуют ислам суннитского толка и принадлежат к ханафитскому мазхабу. Но больше всего мне понравилось, что дунгане верят в дракона.

Неожиданно приходит смс от Марины Тен — моего ташкентского ангела-хранителя. Я живу в ее прекрасном доме и вспоминаю осенние приключения с поисками корейцев. В смс — номер телефона, имя и подпись: старейшина дунганской общины.

Председатель дунганского культурного центра: Мане Даурович Савуров


Набираю присланный мне номер телефона Мане Давуровича Савурова, объясняю, что хочу снять историю про дра… дунган. Без долгих расспросов мне диктуют адрес и бодрым голосом говорят: ждем к четырем. Гудок. Забегая вперед, хочу сказать, что все три недели, что я была в Узбекистане, мне всегда так везло: находились нужные люди, открывались дороги, и вообще материализация мыслей зашкаливала.

Возможно, все потому, что я тоже верю в драконов.

Из подъезда выходит человек неопределенного возраста, улыбается и приглашает к себе домой. Я ставлю камеру, и мы начинаем разговор.

Мане Савуров около своего дома

Наши разговоры с Мане и другими героями-дунганами можно послушать и посмотреть в моем документальном фильме.
На следующий день я поехала в Дунган-махалля и бродила там по полям, огородам, заходя во всегда открытые калитки и слушая интересные истории. Махалля находится в Уртачирчикском районе, в 17 км от Ташкента. Здесь проживают более 800 человек, и кажется, что они все родственники.

Смешанных браков зарегистрировано очень мало. Чтобы избежать родственных союзов, невест женихам привозят из дунганских поселений Казахстана и Кыргызстана. Существует старинный обычай, когда друзья жениха должны вырвать из прически невесты один цветок и положить его очень высоко где-нибудь в доме жениха. Жених должен во что бы то ни стало достать этот цветок, иначе он теряет право первой ночи.
Севара Савурова
Основным занятием жителей Дунган-махалли является выращивание риса и овощей. Они идут на экспорт и в Россию. Дунгане так преуспели в этом, что даже в соседнем селе сажают дунганскую черемшу (дюцай) и красный редис по дунганской технологии. Также дунгане изготавливают лапшу из крахмала и выращивают в теплицах грибы — вешенки.

Мне удалось попробовать лагман. И это действительно — невероятный вкус.



Махалля — самобытный оазис, где сконцентрировалась дунганская культура в том виде, в каком их предки принесли ее из Китая. Поражает и язык. На дунганском разговаривают и дома, и с соседями, на нем говорят и старики, и молодежь. На слух — как будто китайский вперемешку с русским.


Для меня дунгане — гостеприимные, добрые и открытые люди, уважающие старших, умеющие работать с землей. Их трудолюбие не имеет границ. Радостно видеть, как община не рассыпается, пытается сохранить себя и язык, свою культуру для младших поколений.

И пусть их немного, но их сила велика.
© фотографии, тексты, видео
Алина Тарабаринова
2019
www.ra-zoom.net

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website